Андре Лабан

Хочу представить вашему вниманию еще одну дайв-личность – Андре Лабана. Те, кто увлекался жизнью и творчеством Ж. Кусто, наверняка знают его имя. Андре – легендарный инженер знаменитого судна «Калипсо».

При подготовке этой статьи я сделала попытку отыскать и объединить интервью, данные Андре Лабаном в разное время и при разных обстоятельствах.

Помимо выдающихся инженерных способностей Андре Лабан еще и всемирно известный оператор подводных съемок, фотограф и живописец. Признаюсь, что лично я открыла для себя Андре Лабана, когда стала интересоваться именно подводной живописью.

Андре Лабан родился в 1928 году. Cо слов самого Андре, предки его родом из Львова. Он получил образование инженера-химика. В 1955 году Кусто назначил 27-летнего Андре начальником одного из управлений Французского центра подводных исследований в Марселе, где и была начата разработка «Ныряющего блюдца», успешно завершенная четыре года спустя. В 1964 Кусто командировал 36-летнего Андре в США для оказания помощи в создании глубоководных обитаемых самоходных аппаратов по программе «Дипстар». К этому времени Андре Лабан стал техническим директором Центра подводных исследований и специалистом в области подводных работ.

Совместная работа Лабана и его коллег с американцами на «Ныряющем блюдце» предусматривала ряд глубоководных погружений в Тихом океане. Андре помог полностью реализовать задуманную программу исследований, отлично подготовил экипаж американских гидронавтов. Профессионализм Андре произвел на американцев неизгладимое впечатление. Работы продолжалась до весны 1965 года; за это время под руководством Андре Лабана было совершено 355 погружений на «Ныряющем блюдце».

Вот выдержки из интервью, данного А. Лабаном в 2009 году о работе с Ж. Кусто: «Я находился рядом с Ж. Кусто более 20 лет, с 1952 г. по 1973г. Это было самое лучшее время для меня, хотя и самое трудное в финансовом плане, его можно назвать временем «тощих коров». Оно продолжалось практически до середины 60-х годов. В первые годы мы организовали любительские экспедиции. Но в середине 50-х годов нами был заключён контракт с французским научным центром. Команда Ж. Кусто пополнилась геологами, биологами, гидрологами. Для научных исследований мы сами сконструировали подводный дом, в котором могли до 3-х недель находиться на глубине моря. В начале 60-х годов Ж. Кусто решил отказаться от научного аспекта деятельности и посвятил основное время созданию серии фильмов о подводном мире. Последний период был самым идеальным для нашей команды, в том числе и для меня. Однако, чтобы снимать фильм, требуется изучить поведение морских животных: дельфинов, акул, осьминогов и т.д. Поэтому этот период был частично научным, мы снимали фильмы, прежде всего, для публики, а не для науки. Затем Ж. Кусто постарел, заболел и умер. С его смертью «умерла» и его команда. Некоторые из людей Ж. Кусто живы и мы тому пример, хотя нам уже за 80 лет, но команды нет. Вторая жена Ж. Кусто пожелала продолжить его дело, однако духа ей не хватило. Корабль «Калипсо» сейчас находится на ремонте, но, по моему мнению, его лучше было бы затопить в море, тем самым сохранив о нем память».

Главным увлечением Андре Лабана со временем становится подводная живопись.

Первый подводный пейзаж Андре получил мировую известность в 1962 году. Как говорит сам Андре, он начал рисовать подводный мир, потому что фотография не способна передать все его оттенки и цвета: «Первое полотно создал в 1962-ом. После того, как мы еще с двумя акванавтами прожили две недели под водой в специальном доме ”Диоген” на глубине 100 метров. Исследовали подводное дно. Дышали тогда смесью из гелия и кислорода, последнего в ней были только 2 процента. Когда поднялся на поверхность, несколько дней говорил смешным писклявым голосом.»

Свое первое полотно ”Диоген” Лабан и до сих пор хранит дома.

«На нем изображен подводный дом, где мы жили. Правда, рисовал я по окончании эксперимента, по памяти. Создал картину, наверное, с третьей попытки. Потому что постоянно промокала бумага, краски размывались. Потом придумал собственную методику: беру деревянное полотно, на котором уже есть эскиз будущей картины. Чтобы окунуть в воду, привязываю к нему груз. Перед тем работу смазываю жирным раствором, чтобы не пропитывалась влагой. В воде намазываю трафареты краской и прикладываю их к полотну. Потом достаю картину и дорисовываю последние штрихи.»

На свою первую выставку художник отважился в конце шестидесятых годов. Лучшей оценкой для подводного живописца стала реплика ныряльщика, который воскликнул, увидев картины Лабана: «Я чувствую себя под водой!». С тех пор подводная живопись стала неотъемлемой частью жизни Андрэ. При каждом удобном случае он надевал акваланг и погружался в море. «Я открыл для себя на «Калипсо» мир, который совсем не безмолвный, как это принято считать, – он текучий, густой и голубой, в котором тело, благодаря силе Архимеда, находится как бы в невесомости…. Это мир бесконечности, вот почему я пишу свои картины под водой».

За сорок с лишним лет он написал под водой свыше 700 картин. Его произведения украшают частные коллекции и некоторые музеи мира. Большинство своих работ он подарил друзьям, а их у него очень много. Стоят эти картины порядка 700 евро.

В 2001 году художник впервые приехал на постсоветское пространство – в Киев – и принял участие в международном фестивале подводного изображения «Серебряная акула». С тех пор каждый год он посещает Киев, куда привозит свои картины и активно участвует в работе фестиваля.

«- Я начал рисовать в восемь лет; писал под водой во многих морях мира. Никогда не приходилось только в Черном, — а ведь это было моей давней мечтой. Наконец-то, недавно она осуществилась! – сказал Андре в интервью журналу «Вокруг света» в свое первое посещение Украины. — Когда мы с катрановцами приехали в Ялту, там, к моему огорчению, бушевал пятибальный шторм. Ребята повезли меня в Севастополь, в дельфинарий, где познакомили с тренерами дельфинов, но погода и там не позволяла спуститься под воду. Вернулись в Ялту. На следующий день море успокоилось, и я написал свой первый черноморский подводный пейзаж!»

Лабан передает настроение подводного мира с натуры, буквально на одном дыхании, заканчивая картину в одно погружение.

«После успеха в Ялте мы снова вернулись в Севастополь, и я опять отправился в дельфинарий. Тренеры подобрали мне дельфина-натурщика, но характер у него оказался капризный. Сначала дельфин категорически отказывался позировать мне, метался по вольеру; однако, по мере того, как я наносил на холст фон, он стал проявлять интерес к моим действиям: подплывал, смотрел сверху, снова отплывал на некоторое расстояние и застывал передо мной. Словом, «позировал»… В конце концов, мы нашли с дельфином общий язык, и наше «соглашение» материализовалось в моей второй черноморской подводной картине…» ,- рассказал Андре.

 Представляю вашему вниманию галерею работ Андре Лабана:

Согласитесь, Андре Лабан не только представляет возможность любоваться красотой подводного мира, но и вдохновляет своим примером жизнелюбия и деятельности.

Дай Бог и нам, дорогой читатель, дожив до этого почтенного возраста, так же любить жизнь, наслаждаться каждым днем и делать каждый день маленькие или большие открытия.

При подготовке статьи использованы материалы с сайтов: http://ocean-magazin.ru/article/4_publication/andre_laban.phphttp://www.vokrugsveta.com/S4/po_moram/alaban.htmhttp://gazeta.ua/ru/articles/culture-newspaper/_andre-laban-risuet-kartiny-pod-vodoj/229904

 

 

Нравится статья? поделись с друзьями!
общайтесь со мной:
Запись опубликована в рубрике Дайв Персона. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария: Андре Лабан

  1. Доля говорит:

    Правильно все в этой статье. Хороший блог, занес в избранное.

  2. vice informaci говорит:

    Hi there would you mind letting me know which webhost you’re working with? I’ve loaded your blog in 3 completely different browsers and I must say this blog loads a lot faster then most. Can you recommend a good internet hosting provider at a fair price? Thank you, I appreciate it!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>