Дайвинг у острова Карамзина

автор: Максим Мерзляков AOWD NAUI

День первый

Остров Карамзина расположен в акватории залива Петра Великого, на небольшом расстоянии от восточного побережья острова Рикорда. Это самый мористый остров в гряде островов залива,представляющий собой большую остроконечную скалу. Остров не обитаем, невелик, густо заселен морскими птицами.

Название свое остров Карамзина, так же, как другие острова, мысы, бухты залива Петра Великого, получил от офицеров гидрографической службы, участников экспедиции Бабкина, которая проводила съемки и описание залива в период 1862-1863 год.

Моя первая экспедиция к этому острову состоялась 07.07.2012. К этому времени я уже много слышал от знакомых дайверов о «рэках» покоящихся у его берегов, по крайней мере, о двух из них. Это пароход «Индигирка» и трофейный японский эсминец «Хибики». Именно для их исследования мы и снарядили нашу экспедицию.

Рано утром, мы в составе трех дайверов (один из них наш гуру – инструктор NAUIи не только, Владимир Шехтер), двух обеспехов и капитана нашего маленького, но очень гордого суденышка – катера с мотором в 200 л/с, загрузив снарягу, выдвинулись из п. Славянка в сторону острова Карамзина. Утро, как и весь последующий день 07.07.2012 выдались очень туманными, но тихими, море было ровным, гладким и своим непоколебимым спокойствием напоминало зеркало, правда, такое знаете «темное зеркало», немного даже мрачноватое. Из бухты до острова шли минут сорок, туман был настолько плотный, что видимость отсутствовала напрочь. Здесь стоит отдать должное нашему капитану Виктору Щербе, доставил нас при полном отсутствии видимости очень быстро, целыми и невредимыми.

Первый раз, когда я увидел остров, меня поразило обилие птиц гнездящихся на нем. На подходе остров напомнил мне улей, вокруг которого роятся пчелы, настолько там было много птиц. Можете представить какой там, творится гам – настоящий птичий базар. Раньше я наблюдал подобные картины лишь в фильмах National Geographic, а здесь я почувствовал себя участником такого фильма. Можно сказать, что я уже находился на пике восторга от увиденного, а ведь мы еще даже не погружались и конечно самое интересное было под водой.

Наш капитан, определив приблизительное местоположение судна – парохода «Индигирка», именно с него мы решили начать свои погружения, т.к. он находится наиболее глубоко, бросил якорь. Глубина под нами составляла метров 7-8. Первой задачей было найти пароход. Спешно снарядившись, проверив оборудование, упали за борт, и вышли на якорный конец. Инструктор дает команду к погружению, все мы под водой, наступает знакомый каждому дайверу момент блаженства – ощущения моря или даже слияния с ним в единое целое. Видимость составляла метров 6-10, температура вода +16 на поверхности и +6 ниже 10 метров, термоклин был на глубине 9 метров (погружение осуществляли в сухарях). Побродив под водой в поисках судна минут 15, на глубине 15-17 метров, я уже начал было отчаиваться, а найдем ли мы корабль? И тут передо мной, метрах в 10-12 возникает темный, почти зловещий силуэт большого, затонувшего судна. Можете представить себе мой восторг от такой волнительной встречи я, наверное, в этот момент литров 5 воздуха  слышал за одну минуту. Пройдя вдоль левого борта судна, вышли на его корму, к большому бронзовому винту, который, кстати, сохранился в превосходном состоянии. Закрепив на корме корабля буй, в целях дальнейшего облегчения его поисков, начали обследование.

Самая верхняя часть судна – кормовой кнехт, за него то мы и закрепили буй, расположена на глубине 11 метров, нижняя часть кормы, в т.ч. винт лежит на дне на 18 метрах. «Индигирка» покоится вдоль каменного свала и своим баком, самой глубокой точкой, лежит на глубине 24 метра. Носовая часть судна отсутствует, т.к. по неизвестной причине сползла вниз по свалу на глубину порядка 40 метров. В целом рэк представляет собой очень живописный искусственный риф, облюбованный морскими обитателями. Корабль весь оброс водорослями, асцидиями,  и заселен кукумарией. Вдоль правого борта, по каменистому свалу, живут большие стаи желтых окуней, которые ничуть не боятся дайверов и лишь с интересом наблюдают за гостями. Стоит отметить, что прозрачность в районе «Индигирки» намного выше, чем в округе, до 15-20 метров. Учитывая время, затраченное нами на поиски судна, приходится всплывать.  Подъем начинаем по концу закрепленного буя, успешно проходим остановку безопасности и всплываем на поверхность. Моим эмоциям нет предела.

На борту катера, проведя дебрифинг, принимаем решение еще раз обследовать судно, но более детально, имея за спиной уже полные баллоны воздуха. Второе погружение совершаем опять на «Индигирку».

Уже после дайвов, придя на нашу базу, расположенную в поселке Славянка, вечером за поздним ужином и жарким обсуждением нашего погружения, у меня рождается предложение сходить завтра на Карамзина еще раз и попытаться найти носовую часть судна, спустившись вниз по свалу. Как ни странно, но меня поддержали все, и это не удивительно, ведь такие живописные места оставляют глубокие впечатления и к ним всегда хочется вернуться еще и еще раз, к тому же мы в этот день так и не сходили на эсминец «Хибики», который расположен неподалеку от «Индигирки».

День второй

08.07.2012, кстати день моего рождения, выдался таким же спокойным, но наиболее солнечным, что придавало дайву, дополнительную красоту. Отступим от описания всего, что происходило до погружения, т.к. это мало отличалось от всего, что было вчера и начнем сразу с погружения. Подготовились мы к нему основательно, ведь было принято решение идти на предельную глубину в поисках носовой части корабля, а это 40 метров. Баллоны забили под завязку 220 бар, на конце с буем на глубину 5-ти метров закрепили аварийный баллон с тремя регуляторами. Погрузились вертикально на 18 метров и вдоль левого борта «Индигирки», взяв ориентир, пошли вниз по свалу, в направлении предположительного местонахождения носовой части судна. Это погружение было менее красочное – все краски «съела» глубина за тридцать метров.

Каменный свал закончился примерно на 28-30 метрах, после чего началось песчаное дно, также уходящее в глубину. По дороге нам попались несколько небольших камчатских крабов, и масса неразорвавшихся снарядов, в т.ч. одна авиабомба, если честно жутковато было находиться рядом с таким арсеналом. Живность, если не считать нескольких актиний и трубачей, нам больше не попадалась. К большому сожалению, носовую часть «Индигирки» мы так и не нашли. Отойдя от затонувшего судна всего лишь 15-20 метров, видимость сильно ухудшилась, что затруднило поиск. В итоге мы дошли до глубины в 39,7 метра, после чего глубина начала уменьшаться и стало очевидно, что в этом направлении носовой части быть не может, решили возвращаться назад, к тому же показания приборов нам об этом также напоминали. На обратном пути попали в небольшое попутное течение, было достаточно интересно двигаться под его воздействием, не работая при этом ластами и полностью расслабившись. Дойдя до каменного свала, на глубине 29 метров повстречали наиболее уважаемого мной морского жителя – осьминога, к  тому же он был внушительных размеров. Но завидев нас, он спрятался в расщелину между камнями и  как не обидно, но полюбоваться им нам так и не удалось. Остальной подъём проходил в штатном режиме, наблюдая за рельефом дна, дошли по свалу до 6 метров, отстояли несколько минут дэки и вышли рядом с нашим катером, довольные и счастливые.

Попив на катере теплого чая, обсудив детали погружения и выждав между погружениями положенное время для рассыщения, делаем еще один дайв, уже на японский эсминец «Хибики», затопленный недалеко от «Индигирки». Погрузились опять на 18 метров, к винту «Индигирки» и, выбрав курс на «Хибики» начали движение в его сторону вдоль каменного свала. Шли минут 10 по заданному курсу на глубине 18-20 метров. Через десять минут движения, на дне начали встречаться неразорвавшиеся снаряды и куски раскареженного металла, еще с десяток метров и вот он, еще не растратив своей военной стати, лежит на левом борту красавец эсминец, длинной за сотню метров. «Хибики» представляет собой более печальное зрелище нежели «Индигирка». Если последняя является частью жизни океана, превратившись в искусственный риф и предоставив многим его обитателям возможность выжить, то «Хибики» менее обитаем и всем своим видом напоминает о случившейся трагедии, хотя и затопили его намеренно, как объект стрельб. Прозрачность на «Хибики» ниже чем на «Индигирке» наверное, это как то связано с местными течениями, да и дно в районе затонувшего корабля песчано-каменное, в районе «Индигирки» оно каменное.

Покоится «Хибики» на глубине 20-22 метра, населяют его преимущественно кукумария и гребешок обоих видов, рыбы практически не встречаются, по крайней мере, в это время года. Обследовав эсминец вдоль бортов, кстати, стоит обратить внимание на якорный клюз этого корабля, он хорошо сохранился и именно он предает кораблю его военную, хотя и покоренную красоту и мощь. Поднялись по свалу до глубины остановки безопасности.  Отстояв положенное время, всплыли и на ластах дошли до нашего катера, благо находился он совсем рядом.

Как я уже упоминал выше, в день этого погружения было мое день рождения и мои друзья подготовили мне в связи с этим небольшой сюрприз. Когда мы подошли к катеру, инструктор собрал нас на якорном конце и предложил погрузиться на три метра. Не задавая лишних вопросов, мы с моим бади нырнули на заданную глубину, и каково же было мое удивление, когда я обнаружил, то, что нас там ждало. А ждала нас там бутылка красного сухого вина, закреплённая на конце, мой бади, он соответственно тоже был в курсе сюрприза, откупорил бутылку и предоставил мне право первого глотка, что я с большим удовольствием и сделал. Вот так я отметил свой день рождения в объятиях моря и в кругу людей близких мне по духу и увлечению.

 

 

Нравится статья? поделись с друзьями!
общайтесь со мной:
Запись опубликована в рубрике Отчеты, Японское море Приморский край. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Дайвинг у острова Карамзина

  1. Виссарион говорит:

    спасибо. Думаю,многим такая инфо пригодится.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>