На рэке «Кварц»

Лето, ах лето! Так долго его ждали и так быстро оно пролетело. Последние выходные августа, наконец-то порадовали солнечной погодой, а мы порадовали себя незабываемыми погружениями с  дайвцентром «Наутилус».  В этот раз на борту «Сонадора» команда собралась солидная, только инструкторов четверо – сам Максим Табаков, его гости — Андрей, Евгений и Геннадий, подводные туристы все с допусками к глубоководным погружениям. Поэтому предложение Максима сходить на рэк «Кварц» все дружно поддержали. Для нас это новый опыт, поскольку на «Кварце» мы еще не бывали, хотя кое-что о нем я уже знала, собирая информацию о рэках в наших приморских водах.

Перед погружением Максим, как обычно, проводит брифинг, из которого кто-то впервые узнает трагическую историю «Кварца».

Научно исследовательское судно «Кварц» было построено в 1972 году, имело водоизмещение 120т, владельцем являлось ДВО РАН. Век судна оказался, увы, не долог. В 1982 году корабль перевозил московскую комиссию по технике безопасности на научную станцию Института Океанологии «Мыс Шульца» в бухте Витязь.   Сведений о капитане корабля и о «разборе полетов» на бескрайних полях интернета я не нашла. По существующей версии, члены комиссии попросили подойти ближе к мысу Гамова, чтобы лучше рассмотреть и сфотографировать самый южный маяк с одноименным названием — Гамова. Судно наскочило на Камень Опасный, вершина которого находится метрах в трех под водой, и получило пробоину. Примерно на половине пути к берегу бухты Опасной оно затонуло и сейчас покоится на широте 42° 33.27′ и долготе131° 12.83′. По имеющимся сведениям команда и пассажиры не пострадали. Судно лежит на песчаном дне на глубине 30,9м. За прошедшие 30 лет оно стало домом для множества морских обитателей.

Дайвцентром «Наутилус» место нахождения «Кварца» помечено буем, закрепленным за его корму. Входим в воду и спускаемся по канату. Мы с Сергеем замыкаем группу. Солнечный свет гаснет в толще воды, мачты начинают прорисовываться метров с 15-ти.

К моменту нашего прибытия на борт вокруг «Кварца» довольно мутно. Посовещавшись на месте, принимаем решение идти навстречу основной группе и обогнуть судно по правому борту, на котором оно, собственно и лежит. Поржавев, обрастя мидиями, асцидиями и актиниями, «Кварц», тем не менее, хорошо сохранился. Мы проходим под мачтой, заглядываем в иллюминаторы.

Луч фонаря выхватывает скопления недовольных ершей. Надо отметить, что облюбовав «Кварц» в качестве убежища, местные рыбешки не просто считают его своим домом, но и защищают его от незваных гостей. Протянув руку к сидящей на носу малявке – серебристому керчаку, я тут же получила отпор. Вместо того, чтобы броситься на утек или хотя бы прикинуться ветошью, он отважно бросился на меня и вцепился в палец. Правда, спустя всего полминуты мы подружились, и он уже охотно позировал, давая почесать себе брюшко, только, что не мурлыкал. Опустившись к носу, вспоминаю, что здесь должна быть мохнатоголовая собачка. Однако ил после прохождения группы еще не улегся, и я направляю луч фонаря в темноту, без всякой надежды что-либо увидеть. Несмотря на предупреждение, появление хозяйки было крайне неожиданным. Она буквально выпрыгнула из темноты, всем своим видом давая понять, что только немедленное угощение свежей икрой морского ежа поможет мне оправдать наглое вторжение в ее пенаты. В одно мгновение понимаю, что если немедленно не исполню желание этой царевны-лягушки, то она меня просто проглотит. Дотягиваюсь до ближайшего ежа, раскалываю его фонарем (нож доставать некогда), и преподношу угощение.   Фурия волшебным образом превращается в милейшее существо и начинает важно чавкать. Икра съедена удивительно быстро, и собачка требует добавки, тыкаясь в меня носом. Поигралась бы с ней подольше, но компьютер напоминает о бездекомпрессионном времени, у нас еще не осмотрен левый борт, он поднимается над дном  на 6 метров. Возвращаемся на корму и еще раз бросаем прощальный взгляд на «Кварц». На 8-ми метрах висит запасной баллон с двумя октопусами, который сегодня никому не пригодился. И все-таки мне интересно: кто был капитаном «Кварца»? Как отразилось на его судьбе это происшествие? Где он сейчас, жив ли? Тридцать лет назад происшедшее было трагедией. Но сегодня, спускаясь на «Кварц», гуляя вдоль его бортов, заглядывая в трюмы, я не ощущала этого, со мной остались только положительные эмоции и желание вернуться.

 Если кому-то, прочитавшему этот отчет известна судьба капитана, напишите, пожалуйста об этом.

Нравится статья? поделись с друзьями!
общайтесь со мной:
Запись опубликована в рубрике Отчеты, Японское море Приморский край. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>